ЕГЭ по истории: особенности организации подготовки к экзамену
Дата добавления материала
Дата 26.05.2025 09.57
ЕГЭ по истории: особенности организации подготовки к экзамену

ЕГЭ по истории: особенности организации подготовки к экзамену

История – это не просто набор фактов, а процесс развития, в котором проявляется воля человека, его способность к творчеству и самосовершенствованию.  

К подготовке единого государственного экзамена по истории стоит подходить основательно и серьёзно. Однако бояться и паниковать не нужно.  Экзамен проверяет знания не только по политической и социально-экономической истории, но и по истории культуры, науки и даже отчасти по истории идей. Все вышеперечисленное практически не изучается в школьном курсе истории, поскольку относится к литературе и МХК. История действительно многогранный предмет, который включает в себя много и других смежных наук: географию, экономику, обществознание, и даже отдельные темы физики и химии.

История России изучается с VI века до XXI века. Это огромный объём информации: помимо политических событий – ещё и культура, торгово-экономические отношения, географические преобразования. Нужно обладать поистине энциклопедическими знаниями, чтобы не выпускать из своего внимания все темы и сдать экзамен на высокий балл.

Сложность в том, что история не является обязательным предметом, поэтому к её изучению в школах относятся с меньшим пиететом, нежели к обязательным предметам. В школах историю считают второразрядным предметом, и тем ученикам, которым действительно нужны знания, зачастую приходится учиться самостоятельно, не надеясь на программу. В школьной программе уделяется слишком мало часов для такого обширного предмета (в среднем 2 часа в неделю). Историю нельзя пройти за время, которое отводится для уроков, даже вскользь. Поэтому, опираясь лишь на школьную программу, успешно сдать ЕГЭ – задача непосильная.

ЕГЭ по истории проверяет знания, умения и навыки по предмету, которые должны быть освоены в течение обучения в школе. Но часто будущий экзаменуемый только за год, в лучшем случае за два, должен освоить большой объем теоретического материала по отечественной истории и всеобщей истории. Это одна из основных трудностей, которая становится еще более острой при анализе реальных учебников, используемых сегодня в школе: огромные параграфы, отсутствие четких акцентов на важные процессы, события и явления. Все это не дает учителю пройти необходимый объем.

Школьнику важно сформировать навыки письменной речи, наладить работу с контурными картами и визуальной информацией. Дети плохо знают памятники, картины, архитектурные здания по теме «Культура России с древней истории до ХХI века». Для сдающего ЕГЭ по истории это чревато потерей баллов по заданиям на проверку данных умений. Более того, здесь есть «угадайки» по картинам, архитектурным памятникам, монетам, маркам и даже портретам.

«Ты не сдашь ЕГЭ по истории!». Эти слова или что-то подобное от учителя слышат, пожалуй, 9 из 10 школьников, выбирающих ЕГЭ по этому предмету. С этого начинается подготовка, а также страхи, тревоги, сомнения, неуверенность в собственных силах и трясущиеся руки на экзамене. Знакомая ситуация? Если да, то расслабьтесь немного: вы не одиноки, такое говорят всем. Об этом говорят и следующие факты по ОО МО город Краснодар в 2024 году: 9, 4% сдававших не прошли порог успешности по ЕГЭ; средний балл по истории 56,5; отличников (выше 81 балла) по истории 10,6%, а 100 баллов никто не получил.

Давайте разберёмся, какие затруднения испытывают выпускники при выполнении заданий ЕГЭ по истории и как избежать типичных ошибок. Для этого мы посетили ППЭ № 714.

- Как устроен ЕГЭ по истории и какова его продолжительность?

С таким вопросом мы обратились к учителю истории, обучающиеся которого сдают ЕГЭ в ППЭ № 714, находящегося на базе МАОУ гимназии № 33, Верховецкой Инне Васильевне.

- ЕГЭ длится 3 часа 30 минут (210 минут). Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 21 задание, различающихся формой и уровнем сложности. Общий максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы – 42 балла.
Часть 1 содержит 12 заданий с кратким ответом.
Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение участниками экзамена различных комплексных умений.
Минимальные баллы: 32 балла

- Как распределить время на экзамене?

- Каждому заданию первой части нужно уделить от 3 до 7 минут, а во второй части — от 5 до 20 минут. На задания № 20 и № 21 отвести целый час, ведь они самые сложные и важные задания. Чтобы приблизиться к хорошему результату, при решении теста стоит уделять внимание основным ошибкам в ЕГЭ по истории, которые допускают выпускники: проверить даты, правильность написания персоналий; личности князей, царей и императоров в первой части писать буквами; внимательно читать карту-легенду, смотреть иллюстрации по заданиям № 15 и 16.

- Как избежать типичных ошибок?

Правильно нужно распределять силы так, чтобы не выдохнуться сразу, чтобы остались силы для решения сложных вопросов, требующие развернутого ответа. Время останется, вы посмотрите все еще раз, возможно, решение найдется. В любом случае удастся выполнить больший объем, получить больше баллов. Используйте тактику прохождения вопросов «двумя кругами». Сначала посмотрите все задания, сразу отложите те, которые вы не понимаете или где вы не знаете ответа. Не нервничайте, не вводите себя в стресс.

- В чём заключаются особенности проведения экзамена? 

- Формат ЕГЭ уравнивает шансы школьников всей России на поступление в желаемый вуз. Нужно лишь успешно выполнить задания и получить достойный балл. Выпускники проходят итоговые испытания не в своих школах, что помогает сохранить объективность.

Кроме того, в каждом кабинете устанавливаются камеры видеонаблюдения. Они нужны для пресечения списывания. Тем же, кто планирует справиться с заданиями собственными силами, опасаться нечего. 

Все варианты контрольно-измерительных материалов одинаковы по уровню сложности и структуре. При проверке работ, чтобы исключить человеческий фактор, используется специальное оборудование, которое считывает краткие ответы. Вопросы, требующие развёрнутых комментариев сдающего, оцениваются минимум двумя независимыми экспертами по чётко сформулированным критериям. В спорных ситуациях к проверке привлекается дополнительный специалист.

Кроме, собственно, знаний по предмету, для успешной сдачи экзамена надо учиться минимизировать стресс.

Я, Страмбовская Дарья Владимировна, ученица МАОУ лицея 90, сегодня сдаю ЕГЭ по истории. Я выбрала этот предмет, потому что он мне интересен.

А как же избежать стрессовой ситуации? Мы обратились к выпускнице 11 «Б» класса МАОУ гимназии № 87 Кушнировой Екатерине.

- Сколько нужно готовиться к ЕГЭ по истории?

- История — первый предмет, к которому я готовлюсь к ЕГЭ по истории на протяжении двух лет. Много интересной и нужной информации я получала на уроках истории в гимназии. Интересные уроки и рассказы нашего учителя Верховецкой И.В. очень помогали в подготовке. К этим занятиям я добавила занятия с репетитором, смотрела исторические документальные фильмы, посещала дополнительные уроки истории в школе. В качестве дополнительной подготовки накануне экзамена смотрела вебинары в онлайн школе, читала соответствующую литературу. В день на подготовку я трачу до 5 часов. Я выбрала сдавать на ЕГЭ историю, потому что с детства меня привлекал этот предмет. Я считаю, что каждый гражданин своей страны обязан знать историю своей родины, чтить память предков. С этим предметом я планирую связать свою жизнь. На экзамен я иду с настроем получить наивысший бал. ЕГЭ меня не пугает, я уверенна в своих силах.

- В чём для Вас были основные трудности подготовки к предмету?

- В ЕГЭ по истории есть задание с географическими картами, успешной сдаче которого поможет развитая фотографическая память – я пыталась максимально точно запомнить реки, города, перемещения войск на карте, а потом по памяти в точности воссоздавать карту на листе бумаги. Количество моих ошибок значительно уменьшилось.

Задание по культуре и искусству кажется сложным и непонятным, и практически невозможно выучить все названия картин, имена художников, архитекторов. Я выработала для себя такую методику запоминания: смотрела на строение, которое нужно запомнить, выделяла для себя отличительные черты, по которым на экзамене можно будет догадаться, что на фотографии конкретное здание – форма окон, количество куполов, как выглядит крест. Важно смотреть разные фотографии, потому что на ЕГЭ попадаются изображения с разных ракурсов, по которым нужно определить название здания. Кроме этого, я смотрела видеоуроки по блоку «Культура».

Еще один прием, который я использовала: как только выучила информацию о нескольких культурных объектах, то находила задания, связанные с ними, на сайте «Федерального института педагогических измерений» (ФИПИ) и решала их.

А почему Вы выбрали ЕГЭ по истории? Мы обратились к выпускнице 11 «Б» класса МАОУ гимназии № 87 Сергазиновой Анне.

- Что нужно знать всем сдающим этот предмет?

-Чтобы успешно сдать ЕГЭ по истории, нужно выучить историю России с IX века по 2022 год, разбираться в памятниках культуры, уметь работать с картами. И, конечно, знать типичные ошибки на ЕГЭ по истории, чтобы не упустить драгоценные баллы. Ежегодно составители экзамена сводят статистику решаемости и показывают основные ошибки в заданиях ЕГЭ по истории. Собрали их в один материал и дополнили алгоритмами решения заданий, чтобы не потерять драгоценные баллы.  И нам нужно это всё отсматривать и отрабатывать.

ЕГЭ по истории я решила сдавать еще в 9 классе, так как хотела поступать на факультет международных отношений. Активную подготовку начала в 10 классе. Много знаний я получила в гимназии, на уроках истории. Кроме этого, я занимаюсь с репетитором в группе два раза в неделю. В свободное от учебы время я часто просматриваю фильмы на военную тематику, читаю различные статьи про историю нашего государства. Мне этот предмет очень интересен, так как я считаю, что каждому нужно знать прошлое, ведь без него невозможно строить счастливое будущее. На экзамен я настроена позитивна, так как уверена в своих знаниях.

Какие эффективные методы подготовки рекомендовали педагоги своим обучающимся? Мы обратились к выпускнице 11 «А» класса МАОУ лицея № 90 Страмбовской Дарье

- Наш учитель по истории Кавунов Виталий Юрьевич всегда учил нас тому, что теорию не усвоить без практики. Мы живем в мире, в котором на каждом шагу можно применить исторические знания. Например, учитель нам говорил, что каждый день старайтесь подмечать в ежедневных событиях что-то, связанное с историей. Посмотрели новости — вспомнили исторический контекст, увидели на календаре праздник — восстановили его историю, прогулялись по городу — почитали про события, которым посвящены памятники культуры. Помимо такого просто способа, существуют и другие методы тренировки. Готовясь к этому экзамену, я выполняла все задания, которые предлагаются в нашем учебнике по истории Мединского, выполняла задания из открытого банка ФИПИ, решала задания первой и второй частей на сайте Решу ЕГЭ, использовала книгу «Отличный результат» под редакцией Артасова, посещала консультации в лицее. Большое внимание при подготовке к ЕГЭ уделила заданиям по Великой Отечественной войне, СВО и юбилейным датам, с исторической картой, заданиями по культуре. Последние дни были направлены на повторение и обобщение содержания истории России и Всеобщей истории. Я надеюсь достойно справиться с заданиями КИМ и поступить в ВУЗ своей мечты.

Таким образом, хочется остановиться на основных рекомендациях, чтобы избежать типичных ошибок ЕГЭ по истории.

- Читайте: всем выпускникам, сдающим ЕГЭ, рекомендуется учить материал из федерального списка учебников по истории. А также в дополнение -  классический учебник «История России» (авторы Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г.). Будет полезна «История. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ» П. А. Баранова и С. В. Шевченко.

- Тренируйтесь: освоение теории должно сопровождаться практическими занятиями. Можно решать задания прошлых лет, размещенные в свободной базе на сайте ФИПИ.

- Классифицируйте события: в заданиях 1 и 21 нужно продемонстрировать хронологию и знание событий отечественной и зарубежной истории. Важно понимать, что разработчики заданий не ждут от выпускников точных дат. Осмысление даты работает лучше механического зазубривания хронологии. Рекомендуем выполнять задания по ленте времени. Полезно использовать такие средства наглядности, как хронологические ряды, таблицы.

- Развивайте картографические умения: изучая определённый исторический период, обращайтесь к соответствующим историческим картам. Рекомендуем атласы «Дрофы» (6 класс — до конца XVI века; 7 класс — конец XVI —XVIII вв.; 8 класс — XIX век; 9 класс — XX — начало XXI вв.). Прежде всего нужно научиться пользоваться условными обозначениями (легендой) карты, ориентироваться в объектах. Для этого выбирайте условный знак на карте и определяйте по легенде его значение. Определите вид деятельности, отмеченный на карте: война, поход, торговая миграция, колонизация, индустриализация и т.п. Анализируйте географию участка, фиксируйте внимание на основных объектах — больших городах, реках, горах, рельефных особенностях.

- Заведите словарь терминов: в подготовке к решению заданий № 19 поможет терминологический словарь. Записывайте понятие и его определение — так вы тренируетесь в его правильном написании, произношении, запоминании. Регулярно повторяйте термины: полезно выполнять упражнение на соотнесение понятия и определения.

- Познакомьтесь с памятниками культуры: для успешной подготовки к заданиям 18 и 19 полезно осуществить систематизацию информации. Например, можно завести на рабочем столе отдельную папку-альбом с важнейшими иллюстрациями скульптур, картин и архитектурных сооружений и их характеристиками. Классифицируйте памятники культуры по временным периодам.

- Уделить большое внимание истории России XX столетия: половина «трудных вопросов» многовековой истории России приходится на исторические события советской эпохи. Рекомендую уделить особое внимание традиционно сложным для выпускников темам: «Гражданская война», «Причины, последствия и оценка „перестройки“ и распада СССР», «Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. („шоковая терапия“, методы приватизации)».

- Как отрабатывать трудные вопросы?‍ Чтобы разобраться с трудным материалом, необходимо систематизировать его, построить хронологические таблицы, связать с деятельностью исторических лиц. Анализируя материал, задавайте вопросы: почему произошло это событие, какие последствия оно имело, какие оценки получило у историков, почему мнения историков о данном событии разнятся. Повторяйте уже пройденный материал: рассказывайте все устно другу, подруге, родителям. Пересказ развивает память, воображение и улучшает культуру речи.

Н.Г. Чернышевский писал, что не любить историю может только человек, совершенно не развитый умственно. Любите историю, выбирайте её и успешно сдавайте этот предмет.

 Всем выпускникам Краснодара на экзаменах желаем удачи!

0
ЕГЭ по истории: особенности организации подготовки к экзамену
Дата добавления материала
Дата 26.05.2025 09.57
ЕГЭ по истории: особенности организации подготовки к экзамену

ЕГЭ по истории: особенности организации подготовки к экзамену

История – это не просто набор фактов, а процесс развития, в котором проявляется воля человека, его способность к творчеству и самосовершенствованию.  

К подготовке единого государственного экзамена по истории стоит подходить основательно и серьёзно. Однако бояться и паниковать не нужно.  Экзамен проверяет знания не только по политической и социально-экономической истории, но и по истории культуры, науки и даже отчасти по истории идей. Все вышеперечисленное практически не изучается в школьном курсе истории, поскольку относится к литературе и МХК. История действительно многогранный предмет, который включает в себя много и других смежных наук: географию, экономику, обществознание, и даже отдельные темы физики и химии.

История России изучается с VI века до XXI века. Это огромный объём информации: помимо политических событий – ещё и культура, торгово-экономические отношения, географические преобразования. Нужно обладать поистине энциклопедическими знаниями, чтобы не выпускать из своего внимания все темы и сдать экзамен на высокий балл.

Сложность в том, что история не является обязательным предметом, поэтому к её изучению в школах относятся с меньшим пиететом, нежели к обязательным предметам. В школах историю считают второразрядным предметом, и тем ученикам, которым действительно нужны знания, зачастую приходится учиться самостоятельно, не надеясь на программу. В школьной программе уделяется слишком мало часов для такого обширного предмета (в среднем 2 часа в неделю). Историю нельзя пройти за время, которое отводится для уроков, даже вскользь. Поэтому, опираясь лишь на школьную программу, успешно сдать ЕГЭ – задача непосильная.

ЕГЭ по истории проверяет знания, умения и навыки по предмету, которые должны быть освоены в течение обучения в школе. Но часто будущий экзаменуемый только за год, в лучшем случае за два, должен освоить большой объем теоретического материала по отечественной истории и всеобщей истории. Это одна из основных трудностей, которая становится еще более острой при анализе реальных учебников, используемых сегодня в школе: огромные параграфы, отсутствие четких акцентов на важные процессы, события и явления. Все это не дает учителю пройти необходимый объем.

Школьнику важно сформировать навыки письменной речи, наладить работу с контурными картами и визуальной информацией. Дети плохо знают памятники, картины, архитектурные здания по теме «Культура России с древней истории до ХХI века». Для сдающего ЕГЭ по истории это чревато потерей баллов по заданиям на проверку данных умений. Более того, здесь есть «угадайки» по картинам, архитектурным памятникам, монетам, маркам и даже портретам.

«Ты не сдашь ЕГЭ по истории!». Эти слова или что-то подобное от учителя слышат, пожалуй, 9 из 10 школьников, выбирающих ЕГЭ по этому предмету. С этого начинается подготовка, а также страхи, тревоги, сомнения, неуверенность в собственных силах и трясущиеся руки на экзамене. Знакомая ситуация? Если да, то расслабьтесь немного: вы не одиноки, такое говорят всем. Об этом говорят и следующие факты по ОО МО город Краснодар в 2024 году: 9, 4% сдававших не прошли порог успешности по ЕГЭ; средний балл по истории 56,5; отличников (выше 81 балла) по истории 10,6%, а 100 баллов никто не получил.

Давайте разберёмся, какие затруднения испытывают выпускники при выполнении заданий ЕГЭ по истории и как избежать типичных ошибок. Для этого мы посетили ППЭ № 714.

- Как устроен ЕГЭ по истории и какова его продолжительность?

С таким вопросом мы обратились к учителю истории, обучающиеся которого сдают ЕГЭ в ППЭ № 714, находящегося на базе МАОУ гимназии № 33, Верховецкой Инне Васильевне.

- ЕГЭ длится 3 часа 30 минут (210 минут). Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 21 задание, различающихся формой и уровнем сложности. Общий максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы – 42 балла.
Часть 1 содержит 12 заданий с кратким ответом.
Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение участниками экзамена различных комплексных умений.
Минимальные баллы: 32 балла

- Как распределить время на экзамене?

- Каждому заданию первой части нужно уделить от 3 до 7 минут, а во второй части — от 5 до 20 минут. На задания № 20 и № 21 отвести целый час, ведь они самые сложные и важные задания. Чтобы приблизиться к хорошему результату, при решении теста стоит уделять внимание основным ошибкам в ЕГЭ по истории, которые допускают выпускники: проверить даты, правильность написания персоналий; личности князей, царей и императоров в первой части писать буквами; внимательно читать карту-легенду, смотреть иллюстрации по заданиям № 15 и 16.

- Как избежать типичных ошибок?

Правильно нужно распределять силы так, чтобы не выдохнуться сразу, чтобы остались силы для решения сложных вопросов, требующие развернутого ответа. Время останется, вы посмотрите все еще раз, возможно, решение найдется. В любом случае удастся выполнить больший объем, получить больше баллов. Используйте тактику прохождения вопросов «двумя кругами». Сначала посмотрите все задания, сразу отложите те, которые вы не понимаете или где вы не знаете ответа. Не нервничайте, не вводите себя в стресс.

- В чём заключаются особенности проведения экзамена? 

- Формат ЕГЭ уравнивает шансы школьников всей России на поступление в желаемый вуз. Нужно лишь успешно выполнить задания и получить достойный балл. Выпускники проходят итоговые испытания не в своих школах, что помогает сохранить объективность.

Кроме того, в каждом кабинете устанавливаются камеры видеонаблюдения. Они нужны для пресечения списывания. Тем же, кто планирует справиться с заданиями собственными силами, опасаться нечего. 

Все варианты контрольно-измерительных материалов одинаковы по уровню сложности и структуре. При проверке работ, чтобы исключить человеческий фактор, используется специальное оборудование, которое считывает краткие ответы. Вопросы, требующие развёрнутых комментариев сдающего, оцениваются минимум двумя независимыми экспертами по чётко сформулированным критериям. В спорных ситуациях к проверке привлекается дополнительный специалист.

Кроме, собственно, знаний по предмету, для успешной сдачи экзамена надо учиться минимизировать стресс.

Я, Страмбовская Дарья Владимировна, ученица МАОУ лицея 90, сегодня сдаю ЕГЭ по истории. Я выбрала этот предмет, потому что он мне интересен.

А как же избежать стрессовой ситуации? Мы обратились к выпускнице 11 «Б» класса МАОУ гимназии № 87 Кушнировой Екатерине.

- Сколько нужно готовиться к ЕГЭ по истории?

- История — первый предмет, к которому я готовлюсь к ЕГЭ по истории на протяжении двух лет. Много интересной и нужной информации я получала на уроках истории в гимназии. Интересные уроки и рассказы нашего учителя Верховецкой И.В. очень помогали в подготовке. К этим занятиям я добавила занятия с репетитором, смотрела исторические документальные фильмы, посещала дополнительные уроки истории в школе. В качестве дополнительной подготовки накануне экзамена смотрела вебинары в онлайн школе, читала соответствующую литературу. В день на подготовку я трачу до 5 часов. Я выбрала сдавать на ЕГЭ историю, потому что с детства меня привлекал этот предмет. Я считаю, что каждый гражданин своей страны обязан знать историю своей родины, чтить память предков. С этим предметом я планирую связать свою жизнь. На экзамен я иду с настроем получить наивысший бал. ЕГЭ меня не пугает, я уверенна в своих силах.

- В чём для Вас были основные трудности подготовки к предмету?

- В ЕГЭ по истории есть задание с географическими картами, успешной сдаче которого поможет развитая фотографическая память – я пыталась максимально точно запомнить реки, города, перемещения войск на карте, а потом по памяти в точности воссоздавать карту на листе бумаги. Количество моих ошибок значительно уменьшилось.

Задание по культуре и искусству кажется сложным и непонятным, и практически невозможно выучить все названия картин, имена художников, архитекторов. Я выработала для себя такую методику запоминания: смотрела на строение, которое нужно запомнить, выделяла для себя отличительные черты, по которым на экзамене можно будет догадаться, что на фотографии конкретное здание – форма окон, количество куполов, как выглядит крест. Важно смотреть разные фотографии, потому что на ЕГЭ попадаются изображения с разных ракурсов, по которым нужно определить название здания. Кроме этого, я смотрела видеоуроки по блоку «Культура».

Еще один прием, который я использовала: как только выучила информацию о нескольких культурных объектах, то находила задания, связанные с ними, на сайте «Федерального института педагогических измерений» (ФИПИ) и решала их.

А почему Вы выбрали ЕГЭ по истории? Мы обратились к выпускнице 11 «Б» класса МАОУ гимназии № 87 Сергазиновой Анне.

- Что нужно знать всем сдающим этот предмет?

-Чтобы успешно сдать ЕГЭ по истории, нужно выучить историю России с IX века по 2022 год, разбираться в памятниках культуры, уметь работать с картами. И, конечно, знать типичные ошибки на ЕГЭ по истории, чтобы не упустить драгоценные баллы. Ежегодно составители экзамена сводят статистику решаемости и показывают основные ошибки в заданиях ЕГЭ по истории. Собрали их в один материал и дополнили алгоритмами решения заданий, чтобы не потерять драгоценные баллы.  И нам нужно это всё отсматривать и отрабатывать.

ЕГЭ по истории я решила сдавать еще в 9 классе, так как хотела поступать на факультет международных отношений. Активную подготовку начала в 10 классе. Много знаний я получила в гимназии, на уроках истории. Кроме этого, я занимаюсь с репетитором в группе два раза в неделю. В свободное от учебы время я часто просматриваю фильмы на военную тематику, читаю различные статьи про историю нашего государства. Мне этот предмет очень интересен, так как я считаю, что каждому нужно знать прошлое, ведь без него невозможно строить счастливое будущее. На экзамен я настроена позитивна, так как уверена в своих знаниях.

Какие эффективные методы подготовки рекомендовали педагоги своим обучающимся? Мы обратились к выпускнице 11 «А» класса МАОУ лицея № 90 Страмбовской Дарье

- Наш учитель по истории Кавунов Виталий Юрьевич всегда учил нас тому, что теорию не усвоить без практики. Мы живем в мире, в котором на каждом шагу можно применить исторические знания. Например, учитель нам говорил, что каждый день старайтесь подмечать в ежедневных событиях что-то, связанное с историей. Посмотрели новости — вспомнили исторический контекст, увидели на календаре праздник — восстановили его историю, прогулялись по городу — почитали про события, которым посвящены памятники культуры. Помимо такого просто способа, существуют и другие методы тренировки. Готовясь к этому экзамену, я выполняла все задания, которые предлагаются в нашем учебнике по истории Мединского, выполняла задания из открытого банка ФИПИ, решала задания первой и второй частей на сайте Решу ЕГЭ, использовала книгу «Отличный результат» под редакцией Артасова, посещала консультации в лицее. Большое внимание при подготовке к ЕГЭ уделила заданиям по Великой Отечественной войне, СВО и юбилейным датам, с исторической картой, заданиями по культуре. Последние дни были направлены на повторение и обобщение содержания истории России и Всеобщей истории. Я надеюсь достойно справиться с заданиями КИМ и поступить в ВУЗ своей мечты.

Таким образом, хочется остановиться на основных рекомендациях, чтобы избежать типичных ошибок ЕГЭ по истории.

- Читайте: всем выпускникам, сдающим ЕГЭ, рекомендуется учить материал из федерального списка учебников по истории. А также в дополнение -  классический учебник «История России» (авторы Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г.). Будет полезна «История. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ» П. А. Баранова и С. В. Шевченко.

- Тренируйтесь: освоение теории должно сопровождаться практическими занятиями. Можно решать задания прошлых лет, размещенные в свободной базе на сайте ФИПИ.

- Классифицируйте события: в заданиях 1 и 21 нужно продемонстрировать хронологию и знание событий отечественной и зарубежной истории. Важно понимать, что разработчики заданий не ждут от выпускников точных дат. Осмысление даты работает лучше механического зазубривания хронологии. Рекомендуем выполнять задания по ленте времени. Полезно использовать такие средства наглядности, как хронологические ряды, таблицы.

- Развивайте картографические умения: изучая определённый исторический период, обращайтесь к соответствующим историческим картам. Рекомендуем атласы «Дрофы» (6 класс — до конца XVI века; 7 класс — конец XVI —XVIII вв.; 8 класс — XIX век; 9 класс — XX — начало XXI вв.). Прежде всего нужно научиться пользоваться условными обозначениями (легендой) карты, ориентироваться в объектах. Для этого выбирайте условный знак на карте и определяйте по легенде его значение. Определите вид деятельности, отмеченный на карте: война, поход, торговая миграция, колонизация, индустриализация и т.п. Анализируйте географию участка, фиксируйте внимание на основных объектах — больших городах, реках, горах, рельефных особенностях.

- Заведите словарь терминов: в подготовке к решению заданий № 19 поможет терминологический словарь. Записывайте понятие и его определение — так вы тренируетесь в его правильном написании, произношении, запоминании. Регулярно повторяйте термины: полезно выполнять упражнение на соотнесение понятия и определения.

- Познакомьтесь с памятниками культуры: для успешной подготовки к заданиям 18 и 19 полезно осуществить систематизацию информации. Например, можно завести на рабочем столе отдельную папку-альбом с важнейшими иллюстрациями скульптур, картин и архитектурных сооружений и их характеристиками. Классифицируйте памятники культуры по временным периодам.

- Уделить большое внимание истории России XX столетия: половина «трудных вопросов» многовековой истории России приходится на исторические события советской эпохи. Рекомендую уделить особое внимание традиционно сложным для выпускников темам: «Гражданская война», «Причины, последствия и оценка „перестройки“ и распада СССР», «Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. („шоковая терапия“, методы приватизации)».

- Как отрабатывать трудные вопросы?‍ Чтобы разобраться с трудным материалом, необходимо систематизировать его, построить хронологические таблицы, связать с деятельностью исторических лиц. Анализируя материал, задавайте вопросы: почему произошло это событие, какие последствия оно имело, какие оценки получило у историков, почему мнения историков о данном событии разнятся. Повторяйте уже пройденный материал: рассказывайте все устно другу, подруге, родителям. Пересказ развивает память, воображение и улучшает культуру речи.

Н.Г. Чернышевский писал, что не любить историю может только человек, совершенно не развитый умственно. Любите историю, выбирайте её и успешно сдавайте этот предмет.

 Всем выпускникам Краснодара на экзаменах желаем удачи!

0